kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Categories:

Оптинские подвижники веры...



Сегодня празднуется Собор Оптинских старцев.

В их жизни особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века.

При всем многообразии их судеб (а среди Оптинских старцев были люди разного звания и происхождения) есть некие их общие отличительные черты. Так, все Оптинские старцы происходили из благочестивых православных семейств и имели в роду молитвенников, сами с детства любили молитву и Божий храм, на всех них уже с раннего возраста лежала печать особого избранничества, а обстоятельства их жизни складывались так, что все они рано или поздно, в соответствии с их собственными стремлениями, должны были оказаться в благословенной Оптиной пустыни.
Ниже - лишь некоторые из их наставлений, которые отличаются простотой и мудростью, и удивительно актуальны для сегодняшнего дня....




Преподобный Лев Оптинский (1768-1841)
«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращения к тебе других», –
преподобный Лев (Наголкин).





Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)
«Если укоришь себя, обвинишь и осудишь перед Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь», –
преподобный Моисей (Путилов).



Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)
«На вопрос, в чем состоит счастливая жизнь – в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним. Да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье.
А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиной многих грехов, и ненадежно это счастье»
, – преподобный Макарий (Иванов).






Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
«Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время», – преподобный Амвросий (Гренков).




Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
«Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных», – преподобный Антоний (Путилов).





Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце», – преподобный Иларион (Пономарев).





Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)
«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию;
в службе церковной, в молитве ищите благ не земных,
а небесных», –
преподобный Исаакий (Антимонов).



Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
«Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили – мы не смеем требовать», – преподобный Анатолий (Зерцалов).




Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
«Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни», – преподобный Иосиф (Литовкин).




Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
«Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога. Для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное», – преподобный Варсонофий (Плиханков).




Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов).




Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)
«Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов).





Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
«Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет нашей жизни», – преподобный Никон (Беляев).





Исаакий Оптинский младший священномученик
(1865–1938)

«От креста своего не побегу», – преподобный Исаакий (Бобриков).

***

Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841).

Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД.

В годы старчества отца Макария (1834–1860) и отца Амвросия (1860–1891) небывалый интерес к Оптиной Пустыни пробуждается у русской интеллигенции. Среди паломников того времени – великий князь Константин Романов (известный поэт К. Р.), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, супруги Киреевские, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. А. Нилус, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, А. М. Жемчужников (Козьма Прутков), А. Н. Апухтин и другие известные деятели русской культуры. Несколько раз был здесь и Л. Н. Толстой.

В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным».

Перед революцией в обители было около 300 монахов. Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад, среди которых были художник Л. Бруни и актер М. Чехов. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

В 1929 году все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием были арестованы. Почти на 60 лет духовная жизнь в этой благословенной обители (к тому времени разоренной, разграбленной, поруганной) замерла. И лишь в связи с великим юбилеем – 1000-летием Крещения Руси – 17 ноября 1987 года постановлением правительства РСФСР Введенская Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас здесь чуть больше 110 иноков.

А 26–27 июля 1996 года собор преподобных старцев Оптинских, «сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг», был прославлен в лике святых.

... Случается, что мы унываем и, чаще всего, причины нашего уныния кроются в маловерии. В такие минуты чрезвычайно полезным оказывается воспоминание о Промысле Божием, который так ясно и явно проявлялся в жизни святых. Святитель Филарет Московский писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

Но и в нашей жизни есть место великому утешению, ибо, по евангельскому слову, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 29-30).

Источник
Источник

Tags: Жития святых, История, Православная вера, Православные праздники
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author