«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что
терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх.3:2).

Моисей видит Неопалимую Купину. Фрагмент мозаики VI века.
Базилика Сан-Витале, Равенна
Когда Моисей проходил мимо горы Хорив, он обратил внимание на то, что птицы боятся приближаться к горе и кружат в отдалении. Когда же Моисей направился в сторону горы, ему представилось, что гора «в ответ» сама начинает движение в его сторону. Как только Моисей отступал, гора также возвращалась на прежнее место. И лишь когда Моисей, подойдя, вступил на подножье горы Хорив, она обсела и застыла на одном месте.
Тут-то и явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает...
И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая...

Монастырь Святой Екатерины на Синае.
Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» (Ис. 64: 1-2).
Преподобный Иоанн Дамаскин именно так истолковал данный образ: «Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой»...
Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе.
Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя.
По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.
Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае.
Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст.
Одна из икон "Неопалимая Купина"
Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:
Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.
Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.
Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков...
Поматериалам сайта "Православие: https://pravoslavie.ru/98006.html
https://pravoslavie.ru/1927.html