"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка;
и кто принимает праведника, во имя праведника,
получит награду праведника.
И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды,
во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим,
перешел оттуда учить и проповедовать в городах их."
(Евангелие от Матфея, гл. 10, 41-42; 11, 1)
Илья Репин. "Нищая из Веля". 1874 г.
"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника". Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни.
Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет.
Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего.
Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы дает Богу; или "если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили".
Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.
Святитель Феофан Затворник

«Велизарий, просящий подаяние». (Belisaire demandant l'aumone) —
картина французского художника Жака Луи Давида. 1781г.
В основе картины - печальная легенда о старости прославленного полководца Велизария. В конце жизни тот впал в немилость у императора, из-за чего тот конфисковал его имущество и изгнал. По легенде, Велизарий закончил жизнь нищим, испытав на себе и скоротечность славы, и человеческую неблагодарность. Трагедию когда-то прославленного императорского полководца, теперь слепого и немощного, и изобразил художник в картине.
О взволнованности неожиданной встречей с человеческим горем хорошо рассказывают руки главных героев. Руки Велизария — само олицетворение отчаяния и мольбы о милосердии.
Мальчик-поводырь протягивает шлем героя, куда свою милостыню кладёт женщина в античных одеждах.
Потрясённый несправедливостью судьбы и неожиданной встречей со своим бывшим командиром, солдат на втором плане всплеснул ладонями и застыл в недоумении и возмущении...
Согласитесь, как правило мы ничего не знаем о жизни и прошлом людей, протягивающих нам руку за подаянием...
Также, как не знаем о судьбах несчастных, представленных на полотнах Васнецова, Прянишникова, Маковского, Глазунова...

И. М. Прянишников. "У церкви". 1867 г.
Государственная Третьяковская галерея

В.М. Васнецов. Нищие певцы (богомольцы). 1873 г.

В.Е. Маковский. Из цикла: "Пасхальные картины". 1914 г.

Илья Глазунов. "Милостыня" 1983 г.
Иллюстрация к произведению Ф. М.Достоевского
"Записки из мертвого дома".

"Бомж у церкви". Александр Горшенин. Пермь. 2005 г.
"Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню"