kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Categories:

Святой всадник - борец со злом



Святой великомученик Георгий Победоносец. Икона. XIII век. Византия
Образ Георгия Победоносца, одного из любимейших святых всего христианского мира, нашёл отражение во многих произведениях церковного и светского искусства и претерпел за века немало изменений.
Георгий многими нитями связан с языческой мифологией, а точнее, с культом бога-змееборца — победителя чудовищ и защитника людей. Может быть, именно это позволило ему стать настолько известным: его считают своим покровителем такие разные страны, как Англия и Греция, Грузия и Россия.


В житиях святого говорится, что Георгий был сыном военачальника из Каппадокии, перебравшимся после смерти отца в родной город матери — Лидду в Палестине (ныне Лод, Израиль). Там юноша, отличавшийся силой и мужеством, вступил в римскую армию, достиг высокого положения и стал любимцем императора Диоклетиана. Когда тот начал гонения на христиан, Георгий, с детства преданный учению Христа, явился в Никомедию (ныне турецкий город Измит), где перед самим императором объявил себя христианином.


Диоклетиан в гневе велел пытать его: мученика били плетьми, травили, бросали в яму с известью, колесовали, но каждый раз милостью Божией он оставался жив и невредим.

Мученичество святого Георгия. Худ. Михель ван Кокси. 1588 год
В конце концов ему отсекли голову мечом. Это случилось 23 апреля 303 года. Видя его стойкость, христианство приняли многие жители города, включая жену императора Александру; её кровожадный тиран тоже приказал казнить, после чего сошедший с неба огонь испепелил его.

Усекновение главы святого Георгия. Худ. Альтикьеро да Дзевио. Фреска. Около 1380 года. Капелла Сан-Джорджо в Падуе


Уже в IV веке культ Георгия утвердился в Сирии и Палестине, где в Лидде верующие поклонялись гробнице святого (она сохранилась до сих пор и принадлежит Иерусалимской православной церкви). На самых ранних иконах его представляли в образе мученика — в белом хитоне и красной мантии, с крестом в руке, без оружия и лат. Это отражало свидетельство жития, что он перед визитом к императору оставил армейскую службу.



Гробница святого великомученика Георгия Победоносца. Город Лод, Израиль

С VIII века его стали изображать в доспехах, с копьём или мечом и приписывать ему всевозможные подвиги. Одним из таких подвигов стало «Чудо о змие», известное во множестве версий. Согласно им, однажды Георгий узнал, что земли некоего языческого царя опустошает страшный дракон. Это было то ли в Берите (Бейруте), то ли в Лаодикии Сирийской, то ли в палестинском Гевале или ливийской Силене. Дракон «затворил» от горожан источники воды, заставив их каждый месяц по жребию выдавать ему на съедение юношу или девицу. Когда эта участь выпала дочери царя (на Востоке её называли Елисава, на Западе — Сабра), Георгий как раз проезжал мимо и увидел деву, «бьющуся перси и власы терзаще». Помолившись Богу, он дождался появления дракона и пронзил его копьём. Позже эту историю дополнили: герой поначалу только ранил чудовище, связал его девичьим поясом (лишающим, как известно, силы драконов, единорогов и прочих монстров), отвёл в город и там уже убил мечом, побудив всех жителей во главе с царём принять христианство.


Святой Георгий. Скульптор Донателло. 1415–1417 годы





Святые Георгий и Феодор, убивающие змия. Фреска в пещерном храме. XI–XII века. Турция, Каппадокия

Святой Георгий. Худ. Якопо Тинторетто. 1543–1544 годы

Святой Георгий. Худ. Якопо Тинторетто. 1543–1544 годы

Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). Худ. Рафаэль. 1503–1505 годы


Валентин Серов. Георгий Победоносец


Без названия (Георгий Победоносец). Худ. Павел Филонов. 1915 год

На «мозаичной» картине русского авангардиста Павла Филонова (1915) юноша-воин спокойно и отрешённо смотрит на многоцветного дракона, лежащего у его ног. Почти человеческое лицо чудища полно печали, и Георгий жалеет его, как и стоящий рядом белый конь героя. Вокруг них вращается всё пространство картины: всадник с трубой, дома, собаки, плачущая в левом углу Елисава. Пафос борьбы со злом художник заменяет близкой ему темой объединения и очеловечивания всех живых существ...

В советскую эпоху и после неё на первый план снова вышла героическая ипостась Георгия, его роль защитника родной земли. В его образе художники представляют полководцев, чаще всего маршала Жукова (что символично, Георгия).
Без сомнения, традиция изображения святого борца со злом будет ещё долго вдохновлять мастеров искусства.
Репродукции картин и часть текста взяты здесь
Tags: Живопись, Жития святых
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author