kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Category:

Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик

Эль Греко. Евангелист Лука

Ораторское мастерство, писательский талант, художественные навыки, глубокие медицинские познания… Да было ли что-то неподвластное этому человеку? С такими выдающимися способностями открыт путь к блестящей карьере в политике или науке, искусстве или литературе. Но святой Лука избирает другой путь. Он покидает родной город, родственников и друзей и отправляется в Палестину для того, чтобы последовать за Тем, Кто «есмь истинная виноградная лоза», и стать ветвью этой лозы, приносящей добрый плод.

Лука происходил из сирийской Антиохии, одного из крупнейших городов того времени. Будущий евангелист не являлся евреем. Об этом говорит нам и происхождение его имени, и комментарий о нём апостола Павла. В своём Послании к Колоссянам он упоминает ученика Иисуса отдельно от обрезанных, то есть иудеев. Скорее всего, Лука был греком, что доказывает безупречный греческий язык его писаний.

В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3).
После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе шедшим в Еммаус.



Воскресший Иисус является святым Луке и Клеопе шедшим в Эмаус.
Duccio di Buoninsegna. Emaus

Дуччо ди Буонинсенья - The Yorck Project (2002)

Случилось это на дороге из Иерусалима в Эмаус. «…Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Даже когда Спаситель начинает изъяснять Писание, приводя ветхозаветные пророчества, глаза его учеников остаются закрыты. Прозревают они, только в вечернее время, в момент трапезы, когда Христос, благословив, преломляет и подаёт им хлеб. Только тогда они восклицают:  «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24, 32).


После Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов Лука возвращается домой, в Антиохию. Для этого ему необходимо было пройти через Самарию, где он поклоняется не подверженным тлению мощам Иоанна Крестителя. Лука возьмёт от них десницу, которую Иоанн Предтеча когда-то положил на голову Христу, благословив Его при крещении в Иордане. 

Эту ценность евангелист бережно доставит на свою родину в Антиохию, где он пребывал, пока не стал спутником Павла в его втором странствии, имевшем миссионерские цели. Они вместе отправляются в Македонию. Лука описывает эти события в Деяниях, причём излагает от первого лица, используя местоимение «мы»:

«…тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там».


Спутник апостола Павла

Лука стал для Павла самым преданным и любящим попутчиком, врачевал его болезни, прежде всего, облегчал головные боли и лечил глазные болезни, за что Павел именует его «врачом возлюбленным».
Для Луки Павел стал мудрым учителем и отцом. Именно с его благословения и под его руководством Лука работает над своей версией Евангелия и над книгой Деяний апостолов.

https://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3772.jpg
Апостол Лука

Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, тогда же и "Деяния апостолов", которые явились продолжением Четвероевангелия. "Деяния апостолов" повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29).Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.


1564 год - отпечатана первая книга "Апостол" -
начало книгопечатания на Руси.

Апостол Лука - иконописец

Предание усваивает апостолу Луке и написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы.


Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери.

Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 89 см, ширина 63 см. Евангелист Лука представлен пишущим икону Богоматери (зеркальный вариант иконографии Богоматерь Тихвинская). За ним изображена Премудрость в виде крылатого ангела. Евангелисту позирует Богоматерь. Перед Ее грудью помещено поясное изображение Младенца Христа. Инв. № 2241. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.С. Иконы Пскова. М., 2003. № 95. С. 210

Считается, что апостол Лука является автором первого образа Богородицы, которая в настоящее время хранится Москве и известна как Владимирская икона.

По преданию, икона Божей Матери «Владимирская» написана на доске стола, за которым обедал Иисус с матерью.

На Русь икона попала из Константинополя в начале XII века – подарок Юрию Долгорукому преподнес константинопольский Патриарх Лука Хризоверх. Вначале Владимирская икона находилась в женском монастыре недалеко от Киева. Затем князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование). Во время нашествия Тамерлана в 1395 икона была перенесена в Москву для защиты города. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы теперь находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. В результате войска Тамерлана повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы. Это было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 (нашествие Мазовши) и в 1480 (стояние на реке Угре). В память об этих чудесах Православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы 3 июня, 6 июля и 8 сентября (нов. ст.).Ранее икона находилась в Успенском соборе московского Кремля. Затем была передана в Третьяковскую галерею, сейчас находится в церкви Никона в Столпах за Третьяковкой. Одна из легенд связана с нынешней эпохой: якобы в декабре 1941 года по приказу Сталина самолет с Владимирской иконой на борту облетел столицу на манер крестного хода и это стало причиной того, что немецкие войска были разгромлены под Москвой.

Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостол Лука был не только неразлучным другом апостола Павла в его втором миссионерском путешествии, но и остался ему верен до его трагической кончины. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Он не отвернулся от своего опытного наставника и после того, как Павла схватили и держали под стражей в Кесарии. После же его казни в Риме апостол продолжил начатое дело. Он распространял учение Иисуса в Италии, Далматии, Галии и Греции. Подобно Павлу, он «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил».


Апостол и евангелист Лука


Мученик
Уже в преклонном возрасте, евангелист добрался до Ливии и Египта. Когда же возвращался обратно, то остановился в греческом городе Фивы. Здесь он трудится во имя Иисуса Христа, проповедует христианство, излечивает людей от физических и душевных недугов.

Земная жизнь апостола завершится в Ахайе. Он умрёт в 84 года, как мученик, когда он будет повешен язычниками на оливковом дереве. Похоронен апостол в старинной усыпальнице из мрамора в Фивах. 

По преданию, когда погребали Луку, Господь ниспослал на землю благодатный ливень. Те, кто страдал глазными проблемами, немедленно излечивались, даже слепые обретали зрение. Также и само надгробие выделяло необычное вещество «каллурий», благодаря которому все заболевания, связанные с глазами, проходили.

В IV веке по велению императора Констанция мощи святого Луки перенесли в столичный град Константинополь. И здесь свершилось необыкновенное чудо выздоровления. Евнух Анатолий, придворный служитель, изнемогал от давнего неизлечимого недуга. Лучшие лекари были бессильны ему помочь. Веруя в лечебную силу мощей, он наравне со здоровыми людьми нёс раку и почувствовал, что исцелился.

В настоящий момент к мощам Луки можно проклониться в базилике святой Иустины в Падуе (Италия). Часть мощей сберегаются в кафедральном соборе Святого Вита в Праге, а также в трёх афонских монастырях: Иверском, Святого Пантелеймона и Дионисиате. А в 1990-е годы малая святая частица из Падуи вернулась в Фивы.

[Источники]


Tags: Апостолы, Священное Писание
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author