kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Category:

Великий Четверг. События. Часть I

Николай Николаевич Ге. Тайная вечеря.1863 г., холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Приготовление пасхи

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят (Иисусу) ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих (Петра и Иоанна) и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью учениками Своими». (Мк. 14, 12–17)


Умовение ног

Федор Антонович Бруни (1799 - 1875). «Омовение ног» 1841 г. 29,3 х 41,2 акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек.

Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам, раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если вы это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13, 2–17)


Изобличение предателя

Когда же возлежал за столом Иисус с учениками Своими и «когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».

Федор Антонович Бруни (1799 - 1875). «Тайная вечеря» холст, масло,
200 х 200. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26, 21–25)

«И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», — снова предупредил Спаситель (Лк. 22, 21).

Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855). «Тайная вечеря» 1838 г., 318 х 509, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором Он говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин. 13, 23–30)


Установление таинства Евхаристии

«“«И когда они ели» — вероятно, пред концом уже вечери, может быть, при так называемой чаше благословения, как можно отчасти заключать из того, что и самую Евхаристию святой апостол Павел называет «чашею благословения» (см. 1 Кор. 10, 16), «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Иисус не сказал: сие есть образ тела Моего, но — «сие есть Тело Мое», в каковое непостижимым образом хлеб и прелагается в Таинстве святого причащения. Отчего ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос прежде много важного говорил им о сем таинстве” (свт. Иoанн Златоуст).

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26, 27–28).

“«Кровь Моя» — не образ, не символ крови, но истинная и действительная Кровь Нового Завета. Как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Этим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, потому и упоминает о завете и воспоминает о первом, так как и Новый Завет обновлен был кровию” (свт. Иоанн Златоуст), изливаемою во оставление грехов, так как страдания и смерть Сына Божия были искупительною жертвою за грехи всего рода человеческого, которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и по этой вере причащающимся Пречистого Тела и Крови Его (см. Ин. 1, 29. Еф. 5, 2. Евр. 7, 27. 1 Ин. 2, 2. 2 Кор. 5, 15)»

«Сказываю же вам, — прибавил Иисус, — что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29).

«Что значит “новое вино”? То, которое будет принято по воскресении Христовом “новым, то есть необыкновенным образом, не в теле, подверженном страданию, но бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище” (свт. Иоанн Златоуст)»

[Источники]

PS.

Первые христиане почти за каждой литургией причащались Тела и Крови Христовых. Проходили века и в силу различных обстоятельств, нам сейчас трудно судить, почему это происходило, но все реже и реже христиане причащались Тела и Крови Христовых. В XIX веке в России считалось достаточным причащаться четыре раза в год. Конечно, не везде была такая практика. Но так или иначе, христиане не причащались так часто, как это происходило в ранней Церкви.

А что мы видим сейчас? Сейчас происходит настоящее чудо, что-то необычное. Христиане причащаются намного чаще, мы уже не можем жить без таинства Евхаристии. Но существуют две крайности. Одна — когда христиане очень редко приступают к таинству, говорят, что это не нужно, другая — когда христиане приступают с какой-то недозволительной легкостью, даже с некоторым самопревозношением над другими людьми, относящимися с бóльшим благоговением к таинству.

Надо быть очень осторожными: возможность причащаться Тела и Крови Христовых не должна для нас стать поводом для превозношения над другими людьми. Над христианами или не христианами. Давайте будем помнить о том, как важно готовиться к таинству Причастия, в первую очередь, покаянием. Как важно быть достойным этого великого таинства.

Вот что говорит об этом апостол Павел: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27–30).

Дорогие братья и сестры, то что мы немощны и больны и немало из нас умирает, можно понимать буквально, а можно понимать и так, что физически человек может выглядеть очень здоровым, но душа его неисцелимо больна, немощна и почти умирает. И всегда это сопряжено с неправильным отношением к причастию Тела и Крови Христовых.

Собравшись в Великий Четверг на тайную вечерю, дорогие братья и сестры, давайте будем помнить, какой великой чести, какого великого таинства мы сподобляемся, с Кем мы соединяется, Чего мы причащаемся.

Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Продолжение следует...

Tags: Священное Писание, Страстная седмица
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author