kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Category:

События Великого Вторника


Неизвестный художник первой трети XVIII века (школа А. Матвеева)

«Динарий кесаря» 1730-е гг. 50 х 63. Холст, масло.
Тюменский музей изобразительных искусств


В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
И задумали первосвященники и фарисеи погубить Его иным способом, а именно — уловив в словах
. "И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли" (Мф., 22, 15-22).
Какой же смысл содержится для нас в ответе Иисуса Христа? - Как монета принадлежит кесарю, так мы — Богу. И мы должны всецело предавать себя Ему. Мы можем отдавать свои земные сокровища тому, от кого они пришли, но Бог требует от нас не несколько монет, которые мы время от времени приносим в жертву на храм, не десятину того, чем мы обладаем, — будь то наш труд или наше время — но все, что Его, полностью самих себя. В нас нет ничего, не запечатленного Его образом, что бы не принадлежало Ему без остатка. Так легко об этом забыть! Подобно монетам, изображение на которых постепенно стирается от хождения по рукам, мы теряем свой образ, порою до неузнаваемости, от суеты и грубости нашей жизни. Но этот образ никогда не может быть полностью утрачен. Он сохраняется в глубине каждого из нас, ожидая времени, когда он будет восстановлен Богом, создавшим его в начале. Человек никогда не теряет своей ни с чем не сравнимой ценности. И когда он перестает это понимать, ему всегда дается возможность поднять свой взор к Лику Христову, совершенному Образу Божию.
Итак, попытки книжников, как и иродиан, уловить Иисуса в словах оказались безуспешными.


Рисунок Джеймса Тиссо


"В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его.
(Мф., гл. 22, 23-33)
Саддукеи были рационалистами, то есть они опирались только на свой разум, не понимая, что Бог в Священном Писании открыл нам столько, сколько мы можем понять и сколько нам нужно для спасения, что есть истины, которые превосходят возможности нашего ограниченного ума.
Желая унизить Христа и показать народу Его «неправоту», они придумали эту историю, опираясь на закон Моисея, где сказано, что если человек был женат и умер бездетным, то его брат обязан жениться на его вдове, а ребенок из этого брака будет записан на имя умершего брата. Так делали, чтобы род умершего не пресекся и чтобы потомки его, когда придет Мессия, тоже участвовали в Его славе. Из рассказа саддукеев ясно, что женщина не могла иметь детей после первого и второго браков — было бесполезно выдавать ее замуж за каждого следующего брата. Но саддукеи это придумали. Моисеев закон гласит, что один человек мог иметь и несколько жен. В сущности, так было тогда потому, что многие мужчины погибали на войне, а женщины оставались, и что бы с этими женщинами было? Но это другое дело. Бог через Моисея явил решение, что один мужчина может иметь несколько жен. Но того, чтобы у одной женщины было несколько мужей, быть не могло. Понятно, что если у женщины несколько мужей, то нельзя было бы узнать, кто отец ребенка, — тот или другой муж. Христос говорит, что они (саддукеи) не знают ни Священного Писания, ни силы Божией, потому что после воскресения не женятся и не выходят замуж.

Рождение и брак связаны с этим миром. На том свете люди не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам. То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила.

Саддукеи не верили в ангелов. А Христос, говоря с ними, говорит и об ангелах, хотя они Его об этом и не спрашивали. Помните, когда Моисей, сбежав из Египта, пас стадо своего тестя, он увидел купину, которая горела, но не сгорала, и подошел посмотреть, что это. И Господь обратился к нему из огня и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 5–6). В этом смысле Бог Моисея утешил: народ еврейский не погибнет в египетском рабстве, он горит, как в огне, но не сгорит. И еще чудо неопалимой купины — символ, знак Святой Богородицы, Которая приняла Сына Божиего и родила, символ того, что Она — Купина, Которая не сгорела от огня Божиего.

Нужно иметь в виду: Бог — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бога не называют Богом миллионов, но Богом каждого из них, в каждом поколении — целого человечества: в одном поколении — Богом святого Авраама, в другом — Богом святого Исаака, в третьем — Богом святого Иакова. Будем же стараться, братья и сестры, чтобы Бога можно было назвать и Богом нашим, потому что мы — Его искренние сыны и дочери.

"А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".(Мф., гл. 22, 34-40).
Вдумаемся в ответ Господа нашего и вспомним слова преподобного Серафима Саровского о том, как изменилось бы все вокруг нас, если бы мы, исполнившись решимости, начали с сегодняшнего дня жить так, как говорит Христос. Если бы хотя один среди нас — увы, так редко это бывает! — зажег этим примером других. Но мы видим также, как окружающие Христа фарисеи относятся к Его словам. Как отнеслись бы к нам наши современники, если бы мы, как первые ученики Христовы, все оставив, последовали за Ним. Не закончилось ли бы все для нас таким же уничижением, отвержением и распятием? Кто может сказать, что нет? Именно это в конце концов обещает нам Христос Своими заповедями блаженства. Потому неудивительно, что мы предпочитаем с осторожностью следовать за Христом, не торопимся сами исполнять то, что мы проповедуем, — на той глубине, на какой открывается нам подлинно услышанное слово Божие...
Чем же мы отличаемся от фарисеев?

[Источники]

https://pravoslavie.ru/99541.html
http://www.pravoslavie.ru/4161.html

http://www.pravoslavie.ru/3125.html


Tags: Священное Писание, Страстная седмица
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author