kotmusico (kotmusico) wrote,
kotmusico
kotmusico

Categories:

"ВЕРНУЛСЯ"...


Вчера меня буквально потрясла картина советского художника С.А. Григорьева "Вернулся", написанная им в 1954 году. Эта картина вместе с другими работами художника обнаружилась в замечательном живом журнале "Виртуальный музей русской живописи"  в записи от 24 февраля 2020 года - https://tashinvn.livejournal.com/.
Немного было таких картин в Советском Союзе в те годы. 1954 год - и тут ТАКОЕ... Захотелось узнать биографию художника и историю создания картины... Вот, что нашлось в Интернете
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/7f/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2.jpg
Сергей Алексеевич Григорьев родился 18 июля 1910 года в городе Луганск Екатеринославской губернии Российской империи в многодетной семье 12-м ребёнком. Прожил интереснейшую жизнь. Умер в Киеве Украинской ССР, СССР 9 апреля 1988 года в возрасте 78 лет.
Советский живописец и график.Заслуженный деятель искусств УССР (1948). Народный художник СССР (1974). Действительный член АХ СССР (1958). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951). Член ВКП(б) с 1941 года.
Сергей Алексеевич – родоначальник большой династии художников. Замечательным графиком была его жена Любовь Игнатовна Стелецкая (1910-1991), художниками стали дочери-близнецы Майя (1933-2004), жена художника Виктора Зарецкого, и Галина (род. 1933), внуки Иван Марьянович Григорьев (род. 1969) и Ольга Генриховна Гуцу (род. 1959).


Обратимся к полотну "Вернулся"...
В те советские годы советская жанровая картина в первую очередь отражала общественный быт людей. А художник Григорьев  для многих неожиданно показал возвращение в советскую семью «блудного» родственника. Замысел картины возник у него не случайно - тогда он как раз работал депутатом городского совета, где сталкивался с драмами личной жизни граждан, которые его очень волновали.
Почти три года работал С.А. Григорьев над достоверным изображением психологической связи между персонажами, выразительностью каждой детали. Первые наброски, в большом количестве созданные художником, относятся к концу 1951 и началу 1952 года. В своей книге о творчестве Григорьева А. М. Членов писал, что композиция не один раз изменялась художником. Происходило это не только на стадии эскизов, но и в процессе создания самой картины.


В ней он использовал как сюжет возвращение в семью «блудного» родственника, по-новому, остро поставив вопрос о его моральном облике, а заодно и о советской семье на рубеже позднего сталинизма и хрущёвской оттепели[2].


В мастерской художника сохранилось много этюдов к образу женщины: горюющая, сердитая, испуганная, озабоченная, настороженная, отвергающая, убитая горем, прощающая, растерянная; сидящая с руками на коленях, облокотившись на стол, или опираясь на щёку рукой, стоящая с прижавшимся к ней мальчиком. На одном из этюдов женщина сидит спиной к зрителю, раскинув локти, сцепив пальцы рук и положив на них голову. По-разному на эскизах была выполнена одежда женщины — она одета в чёрное платье, в пёстрый халат, в зелёную кофту. Менялся и её возраст — на одном этюде она изображена молодой; на другом — пожилой, на третьем — ей около сорока пяти лет...

https://lh3.googleusercontent.com/-M3dUxkBKaNs/VE5TDBl4jII/AAAAAAAAyyU/Yy7iO5Ffllw/s1720/1954%2520%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%2520%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D0%2590%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%2520%2528%25D0%25A1%25D0%25A1%25D0%25A1%25D0%25A0%252C%25201910%2520-%25201988%2529%2520%25C2%25AB%25D0%2592%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%2581%25D1%258F%25C2%25BB%2520%25D1%258D%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B7%25201.jpg
Один из эскизов картины...
https://lh6.googleusercontent.com/-ljGp7fx5c5w/VE5TDeiOZfI/AAAAAAAAyyQ/vt96fGZ3MVA/s900/1954%2520%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%2520%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D0%2590%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%2520%2528%25D0%25A1%25D0%25A1%25D0%25A1%25D0%25A0%252C%25201910%2520-%25201988%2529%2520%25C2%25AB%25D0%2592%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%2581%25D1%258F%25C2%25BB%2520%25D1%258D%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B7.jpg
На этом эскизе присутствует  няня, кормящая девочку. Однако художник отверг эту версию, как противоречущую драматическому характеру замысла...

Наконец картина была готова и выставлена на суд зрителей. Полотно «Вернулся» было впервые представлено на московской выставке, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией. Она сразу же привлекла к себе внимание не только художественных критиков, но и рядовой зрительской аудитории, вызвала полемику.


Художник и иллюстратор В.С Климашин в 1954 году в статье, посвящённой картине Григорьева, задался целью реконструировать сцену, происходившую «за пять минут» до изображённой на полотне. Он так восстанавливает эти события: девочка, сидя на полу, угощала из игрушечной чашкиплюшевого медвежонка. За маленьким столиком рядом с ней сидела кукла. Усталая мать, пришедшая с работы, проверяла уроки у сына и собиралась заштопать чулки дочери. Неожиданно раскрылась дверь. Отец после двухлетнего отсутствия вошёл в когда-то брошенный им дом, сел, оробев под пристальными взглядами домочадцев, на дочкин столик, и положил на него за спину приготовленные, но так и не вручённые детям подарки. Дочка спряталась за мать, а сын обошёл вокруг стола и встал рядом с матерью...

«Когда на выставке 1954 года украинский художник С. А. Григорьев впервые показал зрителям картину „Вернулся“, о ней заговорили. Зал, где была она вывешена, был полон народу. Люди не спешили отойти от картины. А после бывало, что не день, не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами о том: „Простит она его или не простит?“» - писал художник Фёдор Решетников. Доброта и правда искусства

Главный художник журнала "Огонек" В. Климашин писал о картине Григорьева в апреле 1954 года: «полотно, у которого и ценители, и неискушённые в живописи зрители, и противники художника — все стоят подолгу и тихо» Он, как и Решетников, отмечал, что если у зрителей возникали споры, то они шли «не о колорите и не о мазках». Зрители дискутировали о том, простит брошенная супруга своего бывшего мужа или нет. Климашин приводил в своей статье отзывы рядовых советских зрителей о картине:


  • «Умная и нужная картина. Ещё не известно, простят ли возвратившегося, — и в этом сила».

  • «Оставить такую семью, такую женщину мог только подлец или разложившийся человек. И я не знаю, прощать ли ему сразу».

  • «Вообще, глядя на картину, я мог бы рассказать жизнь четырех душ за последние два года».
    В. Климашин. Вернулся
    .

Картина С.А. Григорьева "Вернулся" была приобретена Государственной Третьяковской галереей в 1957 году у самого автора и в настоящее время входит в её коллекцию. Инвентарный номер полотна в коллекции музея — ЖС-129. Картина была представлена на выставках в Киеве, Москве и Симферополе в 1954 году, на Всероссийской выставке 1955 года в Москве, а также в Дамаске, Бейруте и Каире в 1957 году в Киеве и Москве, в 1973 году в Киеве, в 1979 году в Киеве и Москве.

Tags: Живопись, История, Мир вокруг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal